ФЭНДОМ

Алекса́ндръ Сергѣ́евичъ Пу́шкинъ (6 іюня 1799, Москва10 февраля 1837, Санктъ-Петербургъ) — рускій поэтъ, драматургъ и прозаикъ, реформаторъ рускаго литературнаго языка.

А. С. Пушкина признаютъ великимъ[1] или даже величайшимъ[2][3] рускимъ поэтомъ, его сочиненія разсматриваютъ какъ эталонный образецъ рускаго литературнаго языка, подобно текстамъ Данте въ Италіи или Гёте въ Германіи[4]. Ещё при жизни поэта стали именовать геніемъ, въ томъ числѣ печатно[5], со второй половины 1820-х годовъ онъ сталъ считаться «первымъ рускимъ поэтомъ» (не только среди современниковъ, но и рускихъ поэтовъ всѣхъ времёнъ), а вокругъ его личности среди читателей сложился настоящій культъ[6].

Біографія Править

Происхожденіе Править

Шаблон:Main

Файл:Pushkin rod.png

Пушкинъ происходилъ изъ развѣтвленнаго нетитулованнаго дворянскаго рода, восходившего по генеалогической легендѣ къ «мужу честну» Радше, современнику Александра Невскаго. Пушкинъ неоднократно писалъ о своей родословной въ стихахъ и прозѣ; онъ видѣлъ въ своихъ предкахъ образецъ древняго рода, истинной «аристократіи», честно служившаго отечеству, но не снискавшаго благосклонности правителей и «гонимого». Не разъ онъ обращался (въ томъ числѣ въ художественной формѣ) и къ образу своего прадѣда по матери — африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшаго слугою и воспитанникомъ Петра I, а потомъ военнымъ инженеромъ и генераломъ. Мать Пушкина — Надежда Осиповна (1775—1836), внучка Ганнибала; отецъ — Сергѣй Львовичъ (1767—1848), свѣтскій острословъ и поэтъ-любитель, дядя по отцу, Василій Львовичъ (1766—1830), былъ извѣстнымъ поэтомъ круга Карамзина. Изъ дѣтей Сергѣя Львовича и Надежды Осиповны, кромѣ Александра, выжили дочь Ольга (въ замужествѣ Павлищева, 1797—1868) и сынъ Левъ (1805—1852).

Дѣтство и юность Править

Шаблон:Main Будущій великій поэтъ и прозаикъ родился Шаблон:СС г. въ Москвѣ. Въ метрической книгѣ церкви Богоявленія въ Елоховѣ (сейчасъ на её месте находится Богоявленскій соборъ въ Елоховѣ) на дату 8 іюня 1799 г., въ числѣ прочихъ, приходится такая запись: Шаблон:Цитата

Лѣтніе месяцы 18051810 будущій поэтъ обычно проводилъ у своей бабушки по матери, Маріи Алексѣевны Ганнибалъ (1745—1818, урождённой Пушкиной[7], изъ другой вѣтви рода), въ подмосковномъ селѣ Захаровѣ, близъ Звенигорода. Ранніе дѣтскіе впечатленія отразились въ первыхъ опытахъ пушкинскихъ поэмъ, написанныхъ нѣсколько позже («Монахъ», 1813; «Бова», 1814), въ лицейскихъ стихотвореніяхъ «Посланіе къ Юдину» (1815), «Сонъ» (1816). Бабушка писала о своемъ внукѣ слѣдующее:

Ссылки Править

  1. Объ Александрѣ Сергѣевичѣ Пушкинѣ въ энциклопедіи «Кругосвѣтъ»
  2. Александръ Сергѣевичъ Пушкинъ въ Литературной энциклопедіи
  3. Объ Александрѣ Сергѣевичѣ Пушкинеѣ въ Рускомъ біографическомъ словарѣ
  4. С. С. Аверинцевъ. Филологія. — Краткая литературная энциклопедія, т. 7, столбецъ 975
  5. А. И. Рейтблатъ. Какъ Пушкинъ вышелъ въ геніи. М.: НЛО, 2001, с. 53
  6. тамъ же, с. 59-61
  7. russia-today.narod.ru/past/gen/push_as1.htm - Родословная поэта (дерево, до 5-го поколенія)

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики