ФЭНДОМ

Файл:Ox-eye daisy.jpg

Красота́эстетическая (неутилитарная) категорія, обозначающая совершенство, гармоничное сочетаніе аспектовъ объекта, при которомъ послѣдній вызываетъ въ наблюдателѣ эстетическое наслажденіе. "Красота" является важнѣйшею категоріею культуры. Въ своёмъ эстетическомъ восприятіи понятіе красоты близко къ понятію прекраснаго, съ тою лишь разницею, что последнѣе является высшею (абсолютною) степенью красоты. Вмѣстѣ съ тѣмъ, красота является болѣе общимъ и многограннымъ понятіемъ, во многомъ эклектичнымъ. Противоположностію красоты является безобразное.[1]

Красота, часто, относительна. То, что кажется красивымъ человѣчеству, возможно, не является красотою во вселенскомъ абсолютѣ.

Античность

Файл:Panathenaic amphora BM B127.jpg

Со времёнъ античности понятие красоты является однимъ изъ важнѣйшихъ въ философіи воспріятія бытія. Древнегреческими философами красота воспринималась какъ явленіе объективное и онтологическое по своей сути, связанное съ совершенствомъ Универсума, съ пониманіемъ космоса какъ миропорядка, цѣлесообразности, украшенія.[2]

Со времёнъ Сократа красота начинаетъ разсматриваться не только въ онтологическом смыслѣ, но и какъ категорія разума, сознанія. Для самого Сократа красота являлась одной изъ важнѣйшихъ категорій мірозданія.

Аристотелемъ понятіе красоты какъ олицетворенія блага, совершенства относилось къ сугубо нравственной, неразсудочной категоріи.

По Платону, до рожденія человѣкъ пребываетъ въ сферѣ красоты и чистой мысли. Восприятіе красоты и блага (добра) какъ высшей идеи является основнымъ мотивомъ его философскаго творчества.

Восприятіе красоты античными философами было обобщено въ работахъ Плотина, гдѣ, въ частности, красота получала функцію возводящей къ божественному и прекрасному.

Примѣчанія

  1. Бычков В. В. «Эстетика». — М.: Гардарики, 2005.
  2. Асмусъ В. Ф. «Античная философія»