Фэндом

Русская энциклопедія

Курское княжество

71статья на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Ку́рское кня́жествоудѣльное княжество существовавшее въ XIXIII вѣкахъ во время феодальной раздробленности на Руси, находилось на восточной украинѣ Новгородъ-Сѣверскаго княжества. Центромъ княжества былъ городъ Курскъ (Курескъ).

Исторія Править

Большинство историковъ относятъ возникновеніе княжескаго стола въ Курскѣ къ 10941095лѣтамъ, когда курскимъ княземъ сталъ сынъ Владимира Мономаха Изяславъ. Некоторые исслѣдователи считаютъ, что княжескій столъ возникъ въ Курскѣ въ болѣ ранній періодъ — въ лѣто 1077 или 1068.

Въ первой половинѣ XII вѣка за Курскъ съ Посемьемъ шла борьба Ольговичей и Мономаховичей. Вслѣдствіѣ этаго, вплоть до середины XII вѣка князья присутствовали въ Курскѣ непостоянно. Большую часть времени власть въ Курскѣ принадлежала княжескимъ посадникамъ. Князья правили въ Курскѣ въ 11271129, 11361139, 11461149лѣтахъ. Лишь въ началѣ 1160-х окончательно складывается Курское княжество и курскій княжескій столъ становится постояннымъ. Курское княжество было однимъ изъ удѣловъ Новгород-Сѣверскаго княжества, находившегося подъ властью Ольговичей.

На протяженіи всѣго XII вѣка пограничное Курское княжество подвергалось набѣгам половцевъ. Въ лѣтахъ 11831185 курскій князь Всеволодъ Святославичъ съ дружиной участвовалъ въ походахъ новгородъ-сѣверскаго князя Игоря Святославича на половцевъ. Неудачному походу князя Игоря въ маѣ лѣта 1185 посвящено «Слово о полку Игоревѣ».

Въ началѣ XIII вѣка происходитъ усиленіе Курскаго княжества. Князь Олегъ Курскій, участникъ битвы на Калкѣ, обладалъ значительнымъ политическимъ влияніемъ во всѣй Чернигово-Сѣверской землѣ и въ лѣто 1226 совершилъ попытку занять Черниговскій столъ. Однако Михаилу Всеволодовичу, внуку черниговскаго князя Святослава Вселодовича, съ помощью войскъ владимиро-суздальскаго князя Юрія удалось стать черниговскимъ княземъ. Въ примиреніи враждующихъ сторонъ участвовалъ присланный кіевскимъ княземъ Владимиромъ Рюриковичемъ митрополитъ Кириллъ.

Дальнѣйшее усиленіе Курскаго княжества было прервано монгольскимъ нашествіемъ на Русь. Городъ Курскъ былъ разорёнъ войсками Батыя въ лѣто 1238, однако Курское княжество продолжило своё существованіе. Имена послѣднихъ курскихъ князей извѣстны по Любецкому синоднику (точныя лѣта правленія неизвѣстны). Послѣднимъ курскимъ княземъ былъ Василій Дмитріевичъ, убитый татарами. Нѣкоторые историки относятъ это событіе къ лѣту 1275, когда Курская земля была разорена татарскимъ войскомъ, возвращавшимся послѣ похода на Великое княжество Литовское.

Со смертью Василія курская княжеская династія пресѣклась. Курскій княжескій столъ прекратилъ своё существованіе, хотя само княжество ещё нѣкоторое время продолжало называться «Курскимъ». Въ частности, въ Никоновской лѣтописи упоминается темникъ Ахматъ, сынъ Темира, который около лѣта 1283 откупилъ у крымскихъ татаръ право на сборъ дани и «дѣлалъ великую тягость всѣмъ людямъ въ Курскомъ княженіи». Согласно Лаврентьевской лѣтописи противъ Ахмата выступили рыльскій и воргольскій князь Олегъ и липовичскій князь Святославъ, курскіе же князья болѣ в лѣтописяхъ не упоминаются.

Литература Править

[ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КУРСКfГО КНЯЖЕСТВА ВЪ XI—XIII ВВ.]

[намѣстники и воеводы Курскаго края XI-XVIII вв.]

[край въ исторіи Отечества]

Категорія:русскія княжества

Также на Фэндоме

Случайная вики