ФЭНДОМ

Рафаэ́ль Са́нти (ит. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, 24 марта 14831520) — итальянскій живописецъ, графикъ и архитекторъ, представитель флорентійской школы. Яркій представитель Высокаго Возрожденія, съ классическою ясностію и возвышенною одухотворенностію воплотившій жизнеутверждающіе идеалы эпохи. Всѣ его картины кажутся лёгкими и воздушными.

Ранніе произведенія («Мадонна Конестабиле», ок. 1502—1503) проникнуты изяществомъ, мягкимъ лиризмомъ. Земное бытіе человѣка, гармонію духовныхъ и физическихъ силъ прославилъ въ росписяхъ станцъ (комнатъ) Ватикана (1509года), достигнувъ безупречнаго чувства мѣры, ритма, пропорцій, благозвучія колорита, единства фигуръ и величественныхъ архитектурныхъ фоновъ.

Многочисленныя изображенія Богоматери («Сикстинская Мадонна», ок. 1513), художественные ансамбли въ росписяхъ виллы Фарнезина (1514года) и лоджіяхъ Ватикана (1519, съ учениками). Въ портретахъ созданъ идеальный образъ человѣка Возрожденія («Б. Кастильоне», 15141515).

Проектировалъ соборъ св. Петра, строилъ капеллу Киджи церкви Санта-Марія дель Пополо (1512года) въ Римѣ.

Возлюбленная и натурщица — Форнарина.

Основныя работы Править

Разносторонне одаренный художникъ, архитекторъ и скульпторъ, Рафаэль считался по праву также выдающимся рисовальщикомъ въ итальянскомъ искусствѣ. Первоначальное обучение онъ прошёлъ у своего отца, Джованни Санти. Въ дальнѣйшемъ учился у Перуджино, отъ котораго воспринялъ умѣніе передать состояніе духовной просвѣтлённости человѣка, поиски идеальнаго начала въ женскомъ образѣ. Позже во Флоренціи, соприкоснувшись съ твореніями Микеланджело и Леонардо, Рафаэль учился у нихъ анатомически правильному изображенію человѣческаго тѣла. Въ 25 лѣтъ художникъ попадаетъ въ Римъ, и съ этого момента начинается періодъ наивысшаго расцвѣта его творчества: онъ выполняетъ монументальныя росписи въ Ватиканскомъ дворцѣ (15091511), среди которыхъ безусловный шедевръ мастера — фреска «Аѳинская школа», пишетъ алтарныя композиціи и станковыя картины, отличающіеся гармоничностію замысла и исполненія, работаетъ какъ архитекторъ (нѣкоторое время Рафаэль даже руководитъ строительствомъ собора св. Петра). Въ неустанныхъ поискахъ своего идеала, воплощающійся для художника въ образѣ Мадонны, онъ создаётъ самое совершенное своё твореніе — «Сикстинскую Мадонну» (1513), символъ материнства и самоотреченія.

Въ честь Рафаэля названъ кратеръ на Меркуріи.

См. также Править

Станцы Рафаэля Мадонна Альба

Галерея Править

Литература Править

  • Рафаэль Санти. Альбомъ. Вступит. ст. А. Габричевскаго, М., 1956.
  • Арган Дж. К. Исторія итальянскаго искусства. Т.2. — М.: Радуга, 2000.
  • Гращенковъ В. Н. Рафаэль. — М.: Искусство, 1975.
  • Лебедянскій М. С. Портреты Рафаэля. — М.: Изобразительное искусство, 1983.
  • Пруссъ И. Е. Рафаэль. — М.: Изобразительное искусство, 1983.
  • Путятинъ Е. В. Итальянское Возрожденіе: замѣтки объ искусствѣ (хронологія): живопись, скульптура, архитектура, теоретическія черты. — М.: МАКС Прессъ, 2002.
  • Стародубова В. В. Рафаэль. — М.: Изобразительное искусство, 1987.
  • Элиасбергъ Н. Е. Рафаэль. — М.: Искусство, 1961.
  • Christof Thoenes Raphael. — М.: Taschen, 2005.
  • Рафаэль - электронный альбомъ на CD // М: электронное издательство "Директмедіа", 2008.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики