Фэндом

Русская энциклопедія

Юрій Долгорукій

71статья на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Ю́рій (до крешенія Ярослав, крещён Гео́ргіем) Влади́мирович, по прозвищу Долгору́кій (Шаблон:Lang-dru; 1090-е годы— 15 мая 1157 года, Кіев) — князь ростово-суздальскій и великій князь кіевскій, шестой сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Является основателем Москвы, построив город с укрепленіями и каменными (кирпичными) строениями на месте поселенія. С этого момента Москва стала центром княжества московского.

Проблема даты рожденія Править

Dolgorukiy titularnik.jpg

Юрій Долгорукій. Миніатюра из Царского титулярника лѣто 1672.

В. Н. Татищев называет датой рожденія Юрія 1090 год, что делает его сыном первой жены Владимира Мономаха— дочери последнего правившего англосаксонского короля Гарольда II, Гиты Уэссекской. Однако «Гюргева мати», о которой говорит «Поученіе» Владимира Мономаха, умерла 7 мая 1107 г. Это не позволяет отождествить её с Гитой, скончавшейся 10 марта, вероятно, 1098 г. Таким образом, Юрій Владимирович мог быть сыном второй супруги своего отца (имя которой неизвестно) и родиться в промежутке между 10951097 и 1102 гг. (последняя дата— год рожденія его младшего брата Андрея).

С другой стороны, уже около 1111 года у него родился сын Андрей Боголюбскій. Вряд ли Юрію в это время могло быть меньше 16-17 лет.

Следовательно, вопрос даты рожденія Юрія остается открытым. Эта дата может пока быть лишь приблизительно определена как 1090-е годы.

Правленіе в Суздале Править

С 1113 года (по другим версіям, с 1096 года) до конца жизни Юрій управлял Ростово-Суздальским княжеством. После 1132 г. пытался захватить южнорусскіе земли, включая Переяславль и Кіев (за что, вероятно, получил прозвище Долгорукого). Построил ряд крепостей, в том числе Дубну, Константин (впоследствіи г. Кснятин, с. Скнятино, затоплено Угличским водохранилищем в 1939 году), Переславль-Залесскій, Кострому и др.

Первое упоминаніе Москвы. Основаніе Дмитрова Править

RusStamp1995RusVelKneze2.jpg

Юрій Долгорукій. Справа изображено основаніе Москвы. Россійская марка 1995 года.

В годы его правленія впервые в летописях упомянута Москва (1147), где Юрій угощал своего союзника, князя Новгород-северского Святослава Ольговича (отца Игоря Святославича, героя Слова о полку Игореве). Суздальскій боярин Степан Иванович Кучко владел сёлами и деревнями по реке Москве. Юрій Долгорукій, проездом, остановился в этой местности, а Кучко приказал убить за какую-то грубость, завладел сёлами убитого боярина и заложил на берегу р. Москвы город, который долго назывался Кучковым, а затем Москвой. Детей Кучко Юрій взял с собой в Суздаль или Владимир, и на дочери Кучко, Улите, женил своего сына Андрея.

В 1154 г. Юрій Долгорукій основал город Дмитров, названный так в честь святого великомученика Дмитрія Солунского, небесного покровителя сына Юрія Долгорукого, Всеволода (в крещеніи Дмитрія), родившегося в тот год.

В 1156 г. Юрій, согласно летописи, укрепил Москву рвом и деревянными стенами (так как в это время князь находился в Кіеве, по-видимому, непосредственное наблюденіе за работами вёл его сын Андрей Боголюбскій, вернувшійся из Вышгорода в 1155).

Борьба за великое княженіе и завоеваніе Кіева Править

Юрій Долгорукій пытался утвердиться на юге еще после смерти Мстислава Великого, но особо ожесточённую борьбу начал в 1146 году, после того как в нарушеніе удельно-лествичной системы престол занял сын Мстислава— Изяслав Мстиславич. Последній утвердился в Кіеве, опираясь на расположенное к нему населеніе и пользуясь инертностью старшего брата Юрія— Вячеслава, который по закону и должен был наследовать Кіев.

Объединившись со Святославом Ольговичем новгород-северским, Юрій разбил князя рязанского Ростислава (1146), опустошил земли Новгорода Великого, затем завоевал для сына Курск (1147). В 1148 году великій князь Изяслав Мстиславич повоевал земли Ростова, но в 1149 году Юрій взял верх и овладел Кіевом. Под его контролем оказались также княжества Переяславское и Туровское.

Старшему брату Вячеславу он дал Вышгород, тем не менее традиціонный порядок наследованія был нарушен, чем воспользовался Изяслав. С помощью венгерских и польских союзников Изяслав в 1150-51 гг. возвратил Кіев и сделал Вячеслава соправителем (фактически продолжая управлять от его имени). Попытка Юрія отвоевать Кіев закончилась пораженіем на реке Руте (1151 год). В 1152 году Изяслав разбил союзников Юрія Долгорукого и заставил их выйти из войны, после чего Юрій до смерти Изяслава (1154 год) не заключал мира, но и не предпринимал походов на юг.

В начале 50-х гг. Юрій основал Переяславль-Залесскій и Юрьев-Польскій.

Существует легенда о том, что он в 1152 году также основал Городец.[1]

В 1154 году он захватил Рязань и возвёл здесь сына Андрея Боголюбского, но вскоре законный рязанский князь Ростислав с половцами изгнал Андрея. Тем временем на юге возобновил войну Глеб Юрьевич, сын Долгорукого, а после смерти Вячеслава (декабрь 1154 г.) Юрій снова отправился в поход на юг. По дороге он помирился с Ростиславом смоленским (январь 1155 года) и вместе со старым союзником Святославом Ольговичем занял Кіев (март 1155 года) Новый князь Изяслав Давыдович оставил город без борьбы и вернулся в Чернигов. В Турове стал править сын Юрія Долгорукого— Борис Юрьевич, в Переяславле был возведен Глеб Юрьевич, а в Суздале остался Андрей Юрьевич Боголюбскій. Чтобы окончательно ослабить соперников, Юрій вместе с Ярославом Осмомыслом напал на волынских князей Мстислава и Ярослава — сыновей Изяслава Мстиславича. Осада Луцка была неудачна, и война на западе Руси продолжалась в теченіе всего правленія Юрія Долгорукого в Кіеве (1155—1157).

В 1157 году против Юрія сложилась коалиція из Мстислава Изяславича волынского, Ростислава Мстиславича смоленского и Изяслава Давыдовича черниговского. Вопрос об исходе борьбы остался открытым, так как 15 мая Юрій Долгорукій умер— по-видимому, отравленный кіевскими боярами. Он был крайне непопулярен среди кіевлян; сразу же после смерти хозяина его двор был разграблен народом. Трудно сказать, были причиной личные качества Юрія или главную роль сыграла вражда южан к князю Северной Руси. Кіев снова занял представитель линіи черниговских Давыдовичей Изяслав, но сыновья Юрія Борис и Глеб удержались соответственно на туровском и переяславском престолах.

Могила Править

Church of the Saviour at Berestove.jpg

Церковь Спаса на Берестове (Кіево-Печерская лавра), в которой был погребён Юрій Долгорукій

Прах Юрія погребён в ныне существующей церкви Спаса на Берестове на территоріи современной Кіево-Печерской лавры.

Известные нам постройки Долгорукого Править

  • 5. Церковь Спаса в городе Суздале (упоминается в летописи; местонахожденіе доподлинно неизвестно);
  • 11. Владимирскій укрепленный двор;
  • 12. «Патерик кіевского Печерского монастыря» называл Долгорукого и строителем Рождественского собора в городе Суздале (начало XII века);
  • 13. Вероятно, два дворца в Кіеве.

Браки и дети Править

Юрій Владимирович был женат дважды: первый раз— на дочери половецкого хана Аепы (посредством этого брака отец Юрія Владимир Мономах намеревался упрочить мир с половцами), Когда Владимир Мономах заключил мир с половцами, он закрепил его династическими браками: «Володимер… створиша мир и поя Володимер за Юргя Аепину дщерь, Осеневу внуку, а Олег поя за сына Аепину дщерь, Гиргеневу внуку».</ref> а второй раз— на Ольге (согласно легенде, дочери византійского императора Иоанна Комнина). Всего у него было 13 детей:

  • Борис Юрьевич (ум. 1159), князь Белгородскій, Туровскій (до 1157)
  • Ярослав Юрьевич (ум. 1166), князь Черниговскій
  • Святослав Юрьевич (ум. 1174), князь Юрьевскій
  • Василько (Василій) Юрьевич (ум. 1162), князь Суздальскій
  • Дочь

Увековеченіе памяти Править

В 1954 году на Советской площади (ныне Тверской) в Москве был установлен памятник Юрію Долгорукому скульпторов А. П. Антропова, Н. Л. Штамма и С. М. Орлова. Изображеніе князя также вычеканено на медали «В память 800-летія Москвы».

Также памятники установлены в Дмитрове, Костроме, Переславле-Залесском, Юрьеве-Польском.

15 апреля 2007 года в Северодвинске состоялась торжественная церемонія спуска на воду атомной подводной лодки «Юрій Долгорукій».

Образ в искусстве Править

В кинематографе Править

Библиографія Править

  1. Карпов А. Ю. Юрій Долгорукій. Серія «ЖЗЛ». М.: «Молодая гвардія», 2006
  1. Лимонов Ю. А.. Владимиро-Суздальская Русь. Очерки соціально-политической исторіи. Л.:"Наука", 1987
  1. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. Т. 1. М.: Изд. АН СССР. 1961
  1. Заграевскій С. В. Юрій Долгорукій и древнерусское белокаменное зодчество. М.: «Алев-В», 2001
  1. Заграевскій С. В. Памятники архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М.: «Алев-В», 2001. Гл. 2
  1. Кулюгин А. И.. Правители Россіи. Изданіе второе. Чебоксары: «Чувашія», 2000
  1. Лурье Ф.. Россійская исторія и культура в таблицах. СПб: «Геликон Плюс», 1998
  1. Соловьев С. М. Исторія Россіи с древнейших времен. — М.: «Мысль», 1988. Кн.1, т.2.

Ссылки Править

Шаблон:Commonscat

Также на Фэндоме

Случайная вики