ФЭНДОМ

Яропо́лкъ II Влади́мировичъ (1082, Черниговъ18 февраля 1139, Кіевъ) — сынъ Владимира Мономаха, князь переяславскій, великій князь кіевскій съ л. 1132. При немъ Кіевская Русь какъ единое государство распалась.

До великаго княженія Править

Ярополкъ родился, вѣроятнеѣ всѣго, въ Черниговѣ, гдѣ тогда княжилъ его отецъ, Владимиръ Всеволодовичъ Мономахъ. Въ лѣто 1103 21-лѣтній князь принялъ участіе въ походѣ противъ половцевъ. Мономахъ, ставшій въ лѣто 1113 великимъ княземъ кіевскимъ, въ лѣто 1114 по смерти сына Святослава сдѣлалъ Ярополка переяславскимъ княземъ.

Какъ переяславскій князь Ярополкъ участвовалъ въ многочисленныхъ походахъ противъ половцевъ, въ лѣто 1116 вмѣстѣ съ войсками отца онъ выступилъ противъ минскаго князя Глѣба. Лѣтописи говорятъ, что всѣ населеніе города Друцка было выведено имъ въ южныя переяславскія земли. Ярополкъ поддерживалъ хорошія отношенія съ престарелымъ отцомъ, который часто довѣрялъ ему командовать войсками въ войнахъ съ половцами, и со старшимъ братомъ Мстиславомъ. Въ частности, Ярополкъ сдѣлалъ племянника Изяслава княземъ въ отвоеванномъ у Ольговичей Курскѣ.

Правитель распадающейся державы Править

Ярополкъ сталъ великимъ княземъ кіевскимъ въ лѣто 1132 послѣ смерти старшаго брата Мстислава. Въ моментъ вокняженія ему было уже 49 лѣтъ, преклонный по тѣмъ временамъ возрастъ. Смѣлый воинъ и способный полководецъ, Ярополкъ былъ слабымъ политикомъ, не сумевшимъ остановить распадъ государства на отдѣльные княжества.

Преждѣ всѣго, необходимо было рѣшить судьбу переяславскаго стола. Переяславскимъ княземъ Ярополкъ рѣшил сдѣлать старшаго сына покойнаго Мстислава Великаго Всеволода, чему воспротивился братъ Ярополка Юрій Владимировичъ, заявившій о своихъ претензияхъ на сіи земли. Ярополкъ попытался погасить конфликтъ и перевелъ въ Переяславль изъ Полоцка другого сына Мстислава – Изяслава. Сей шагъ оказался ошибочнымъ - въ Полоцкѣ начался мятежъ, къ власти вернулись изгнанные потомки Всеслава-«чародея» и значительная часть этихъ земель отложилась отъ Кіева. Поскольку и кандидатура Изяслава не устроила Юрія, переяславскимъ княземъ въ итогѣ сталъ ещё одинъ сынъ Мономаха, Вячеславъ Владимировичъ. Изяславъ Мстиславичъ перемѣстился въ Туровъ.

Однако Вячеславъ былъ трусливъ, и ему не нравился опасный Переяславль, гдѣ при каждомъ конфликтѣ съ половцами князю приходилось неустанно бороться съ набѣгами кочевниковъ. Въ л. 1134 онъ вернулся въ Туровъ, отнявъ его у Изяслава. Послѣдній былъ недоволенъ. Ярополкъ II вновь попытался произвести переделъ столовъ: онъ предложилъ Юрію Переяславль, но съ условіемъ, что тотъ отдастъ Изяславу Ростовъ. Однако Юрій удержалъ за собой большую часть Ростовскаго княжества. Оскорбленный Изяславъ ушёлъ въ Новгородъ къ брату Всеволоду и заключилъ союзъ съ черниговскими князьями, которые съ радостью ввязались въ усобицу, коія давала имъ возможность усилиться за счетъ раздоровъ въ кланѣ Мономаха. Началась война.

Въ концѣ лѣта 1134-го Ярополку удалось договориться съ Изяславомъ, отдавъ ему Волынское княжество; князя волынскаго Андрѣя Владимировича Добраго он посадилъ править Переяславлемъ. Однако война съ черниговцами и ихъ союзниками половцами не прекращалась, они вторгались за Днѣпръ и опустошали Кіевскую область. Нерѣшительность великаго князя и его натянутыя отношенія со всѣми родственниками усугубляли ситуацію. Въ слѣдующеѣ лѣто Ярополкъ былъ разбитъ на р.Супой войсками Всеволода Ольговича и по миру согласился уступить ему Курскъ и Посемье, завоеванныя имъ 17 лѣтъ назадъ. Ослабленіемъ авторитета кіевскаго князя воспользовались новгородцы: въ л. 1136 они выгнали племянника Ярополка, Всеволода Мстиславича, отложились отъ Кіева и провозгласили «вольность во князьехъ».

Послѣдній разъ потомки Мономаха объединились въ лѣто 1138, когда Всеволодъ Ольговичъ вновь началъ войну съ Ярополкомъ. На сей разъ подъ знамёна кіевскаго князя собрались войска Кіева, Переяславля, Ростова, Полоцка, Смоленска, полки изъ Галича и 30-тысячное венгерское войско, которое прислал ему король Венгріи Бела II Слепец. Осада Чернигова заставила Всеволода заключить миръ (1139 г.) Незадолго до смерти Ярополкъ II въ свою очередь оказал Беле II помощь противъ внутреннихъ враговъ. 18 февраля 1139 г. 57-лѣтній Ярополкъ умеръ, передавъ тронъ брату Вячеславу.

Въ 1116 Ярополкъ женился на половчанкѣ Еленѣ, которая родила ему сына Василько Ярославича.

Итоги правленія Править

Въ отличіѣ отъ отца и старшаго брата Ярополкъ не обладалъ ни дипломатическими навыками, ни авторитетомъ для удержанія государства от распада на отдѣльныя княжества. Смѣлый въ молодости, къ старости князь сталъ излишнѣ остороженъ въ принятіи рѣшеній и неразборчивъ въ союзникахъ. Ярополкъ опирался на болеѣ близкихъ ему въ силу родства племянниковъ (въ итогѣ предавшихъ его) и трусливаго брата Вячеслава, тогда какъ единственной реальной силой, способной сдержать сепаратизмъ Чернигова, Новгорода и Полоцка были войска рѣшительнаго и жесткаго Юрія Долгорукаго.

Къ моменту смерти Ярополка, внѣ его контроля уже находились Полоцкъ, Новгородъ и Черниговъ. Номинальную лояльность Кіеву сохраняло Ростово-Суздальское княжество. Въ дальнейшемъ и остальная часть нѣкогда единаго государства превратилась въ лоскутное одѣяло борющихся другъ съ другомъ земель.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики